Школьная форма "За" и "Против". Школьный рейд "Зеркало"
Местом, где впервые появилась школьная форма, считают Великобританию. Произошло это еще во времена правления короля Генриха VIII (1509 – 1547). Она была синяя, поскольку считалось, что ношение подобной расцветки должно было приучать детей к смирению, да и ткань такого цвета была самой дешевой. В этой стране к ученической форме относят не только верхнюю одежду, обувь, но и даже носки. В каждой школе есть своя школьная форма, хранящаяся там же и выдаваемая всем ученикам бесплатно. К форме обязательно прилагается кепка или шляпа с логотипом школы и фирменный галстук. Во многих бывших колониях Великобритании форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке. Во Франции единая школьная форма существовала с 1927 по 1968 г. В Польше – до 1988 г. В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В США и Канаде школьная форма введена во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых из них существуют правила ношения одежды (dress code).
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений. Для большинства средних и старших школ Японии школьная форма считается обязательной. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Для мальчиков это обычно белая рубашка и темные пиджак и брюки, для девочек – белая рубашка, темные пиджак и юбка или же сейлор фуку – "матросский костюм". К форме обычно относится еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
К нам традиция одевать учеников в форму пришла также из Великобритании. Можно назвать точную дату 1834 год. Именно тогда был принят закон, который утвердил общую для всех учеников систему гражданских мундиров в Российской империи, которые делились на студенческие и гимназические мундиры. Предназначались они, главным образом, для мальчиков, так как женского образования в те времена еще не было. Такие мундиры должны были носиться учениками не только во время учебы, но и после уроков. Затем, уже в 1896 году, с открытием первого учебного заведения для девочек – Смольного института, - впервые появилась школьная форма для девочек. Воспитанницы первого в России женского образовательного учреждения должны были носить, в зависимости от возраста, платья определенного цвета. Так, воспитанницы от 6 до 9 лет носили коричневые (кофейные) платья, от 9 до 12 лет – голубые, от 12 до 15 лет – серые, а с 15 до 18 лет – белые. Все они были украшены белыми воротничками и манжетами. Также неотъемлемой их частью был черный (по праздникам – белый) передник. В те времена школьная форма служила признаком высокого статуса ее владельца, ведь только дети состоятельных родителей могли позволить себе получить образование.
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования. С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки – «гимназистка»). С другой стороны – форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка – бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Однако в 1949 году школьная форма была возвращена. Правда, теперь она не символизировала собой высокий социальный статус, а наоборот – равенство всех сословий. Платье для девочек не понесло никаких изменений, было точной копией платья гимназисток. А костюмы для мальчиков был выполнены в той же милитаристской традиции. Мальчиков со школьной скамьи готовили к роли защитников отечества. Школьные костюмы, как и костюмы военных, состояли из брюк и гимнастерок с воротником-стойкой. Именно тогда появились белые «праздничные» фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки). Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. Строгость нравов эпохи Сталина распространялась и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло. Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»). На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.
Начиная с 1980 года была введена форма для старшеклассников, которую начинали носить с восьмого класса. У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве: Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени – краска на пластике начинала стираться. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало не намного выше колен. Плиссированная юбка, жилет и главное – блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму». Да и на эксперименты с формой учителя все чаще смотрели не так строго.
Шли годы, школьная форма становилась все более свободной и постепенно менялась. Как известно времена коричневых шерстяных платьев и черно-белых фартуков уже давно остались позади. Официально школьную форму как обязательную отменили еще в 1992 году, в связи с принятием нового Закона «Об образовании», однако, в последние годы, форма снова все чаще имеет место быть в школе, хоть и в изрядно измененном виде. Постоянно ходят споры о том, зачем нужна школьная форма? В данном вопросе мнения разделяются. Родители, которые в свое время носили школьную форму, часто бывают против, переживая, что их детей в чем-то ущемляют. Имеют ли право школы вводить школьную форму?
Да, имеют. Закон отменил обязательное ношение школьной формы, но не запретил ее введение по желанию администрации и родителей в отдельно взятых учебных заведениях. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.
Теперь каждая школа может самостоятельно подходить к данному вопросу и решать, нужна ли ей форма, или нет. И если нужна форма, то какая?
Вопрос о школьной форме может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения: совета школы, родительского комитета, классного и общешкольного родительских собраний, попечительского совета. Окончательное решение принимается по соглашению всех родителей школьников
В настоящее время существует множество видов и расцветок школьной формы.
В МБОУ «Манжерокская СОШ» на первом родительском собрании был рассмотрен вопрос о единой школьной форме. Родительским комитетом было принято положение для средних и старших классов: девушки – платье и фартук, юноши – рубашка белого цвета или светлых тонов, классические брюки и пиджак синего и чёрного цвета. А для начальной школы девочки – белые блузки и водолазки, юбки в клетку черного и синего цвета, мальчики – рубашки, классические брюки и пиджак синего и чёрного цвета.
Как говорит школьный психолог-психолог Елекова Наталья Михайловна «….девушкам и юношам, особенно старших классов, рекомендуется носить более спокойные, более сдержанные тона, без использования ярких, кричащих, порой даже вызывающих растянутых кофт с рисунками и надписями, не говоря уже о спортивных костюмах и обтягивающих джинсах и юбках. В школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов. Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. А во-вторых, в форме дети смотрятся не только аккуратнее и опрятнее, но форма так же делает ребенка более дисциплинированным и собранным во время занятий. Одежда обязывает к определенному поведению, хотя, безусловно, не одежда красит человека, а наоборот».
Станет ли школьная форма обязательной или же ученикам дадут свободу самовыражения - последнее слово остается за взрослыми…
4 марта в МБОУ «Манжерокская СОШ» прошёл школьный рейд «Зеркало», в рамках которого активисты детской школьной общественной организации «Радуга» прошли по всем классам, с целью выявления соответствия положения о школьной форме и внешнего вида обучающихся.
В течение марта прошло ещё три школьных рейда «Зеркало», одиннадцатого, тринадцатого и шестнадцатого марта. В рейдах вместе с заместителем директора по воспитательной работе Мальцевой Евгенией Викторовной приняли участие члены родительского комитета: Шейфер Екатерина Александровна, Рехтина Ирина Евгеньевна, Петухова Марина Владимировна, Плиткина Наталья Владимировна, Чуйкина Лали Григорьевна, Ермолова Галина Васильевна. Родители также прошли по классам первой и второй смены и сделали следующие замечания:
· несоответствие цвета рубашек у юношей,
· вместо классических брюк – джинсы или джокеры,
· после уроков физической культуры некоторые ребята не переодеваются и ходят по школе в спортивной форме,
· обтягивающие юбки у девушек,
· не все девушки носят школьные фартуки,
· яркие кофты
· В начальном звене – тёмные водолазки у девочек и кофты с ярким рисунком
В течение всех четырёх проверок только 8 «Б» класс ни разу не получил замечания.
Детям было рекомендовано придерживаться положения о единой школьной форме.
Задумайтесь, ведь когда вы сами надевает костюм, вы начинаете чувствовать себя совершенно иначе. Вы стараетесь соответствовать в поведении этому образу. Форма не содержит каких-либо лишних и ярких деталей, которые зачастую переключают внимание ребенка на себя с изучаемого предмета. Таким образом, школьная форма способствует большей концентрации непосредственно на уроках.
Кроме того, форма объединяет ребят, в какой то мере предотвращает конфликты по социальному статусу и не вызывает у детей зависти и неуверенности в себе. Дети из небогатой социальной прослойки населения часто начинают комплектовать по поводу своего внешнего вида, что нередко приводит к тому, что они перестают учиться и начинают считать себя людьми «второго сорта». Это оказывает влияние на формирование личности и оставляет отпечаток на всю жизнь. Таким образом, дети больше сосредоточены непосредственно на учебе.
Что касается выбора формы, в настоящее время существует различные разновидности комплектов, так что можно подобрать индивидуальные вещи, исходя из общей цветовой гаммы. Для мальчиков идеально подойдут брюки, пиджак, жилет, однотонная рубашка и галстук.
Для девочек же выбор гораздо больше, помимо стандартных пиджаков, жилеток и брюк, у разных моделей предусматриваются юбки, сарафаны, кардиганы. Так что можно купить несколько комплектов и не переживать за то, что ребенок будет выглядеть каждый день одинаково. Меняя вещи, даже в пределах формы, ребенку не будет надоедать одинаковая одежда.
Хочется добавить, что некоторые считают, что у формы есть свои минусы:
· она не дает проявить детям свою индивидуальность,
· часто форма сделана из не самой удачной ткани, из-за чего к концу учебного года, она может выглядеть неопрятно и бесформенно,
· форма может быть неудобна, в ней может быть жарко, а может быть холодно.
Но в остальном, явных преимуществ школьной формы, больше, чем минусов. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
16.03.2020
Председатель ДШОО «Радуга»
Куклина Лидия
педагог-психолог
Елекова Н.М.
педагог-организатор
МБОУ «Манжерокская СОШ»
Сола Е.С.