Литературно-Музыкальная гостиная "Песни, рождённые войной"
В рамках проектов Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», приуроченных к празднованию Великой Победы, 18 марта, в МБОУ «Манжерокская СОШ», для учащихся пятого «А» класса, прошла литературно-музыкальная гостинная «Песни, рождённые войной», который организовала и провела для ребят классный руководить Саргина Татьяна Анатольевна.
В Великой Отечественной Войне песням была уготована особая роль – они должны были поднимать боевой дух солдат и тыла и сплачивать их вокруг общенародной цели, несмотря на все потери и страдания. Песни призывали к победе, утешали в потерях и возвращали веру в завтрашний день. Их пели везде: на фронте, в цехах оружейных заводов в тылу, в партизанских отрядах, по радио, в городских и деревенских кинозалах, в качестве пропаганды, их публиковали во фронтовых газетах и почтовых открытках. С историей некоторых ребята знакомились в ходе классного часа. Эти песни, как и «Прощание славянки» появились до начала Великой Отечественной Войны, но прошагали вместе с нашими солдатами до мая сорок пятого года.
Ребята один за другим вспоминали и слушали песни военных лет, рассказывали своим одноклассникам об истории их создания.
Авторов «Катюши» композитора Матвея Блантера и поэта Михаила Исаковского познакомил московский литератор Василий Александрович Регин. Он же попросил их написать песню для первого номера вновь появившегося журнала. «Возвращаемся мы с Исаковским из редакции, - вспоминал позже Блантер, - В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по его словам, кажутся ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой...
Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью, - я почувствовал ее в игре ударений «на берег», «на высокий берег». И начинаю про себя напевать». Мелодия песни была написана композитором в 1938 году, однако слова для «Катюши» ограничивались первыми восьмью строчками. Тематику песни Михаил Васильевич Исаковский объяснил так: «Может быть, стоит сказать хотя бы вкратце, почему я включил в песню бойца-пограничника, которого Катюша любит и ждет, которому она дает наказ зорко беречь родную землю. Дело в том, что время тогда было все-таки тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Впрочем, не только предчувствовали, но, в известной мере, уже переживали ее: ведь в 1938 году еще полыхало пламя войны в Испании, В том же году Красная Армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан, не очень спокойно было и на западных наших границах. Вот почему тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была самой важной, первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне».
В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы». В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины. Раскрытие темы начиналось буквально с самых первых кадров, которые сопровождались песней про трех танкистов – «Экипаж машины боевой». Режиссер-постановщик «Трактористов» Иван Александрович Пырьев.
Вспоминая впоследствии о времени, когда создавался этот фильм, он писал: «Шел 1938 год. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом, пахло войной. Германский фашизм с благословения англо-американского империализма начал оккупацией Австрии свои агрессивные действия. На Дальнем
Востоке Японии, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины.
Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий».
Эта песня, по признанию самого Пырьева, придала фильму «с самого начала музыкальный и несколько романтический характер». Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду. С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вспомним в «Теркине» у Твардовского:
И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ.
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся.
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.
На фронте бытовало в те годы немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни, в том числе и тот, что сочинен был самим Борисом Ласкиным и прозвучал в исполнении Николая Крючкова в одном из выпусков боевого киносборника «Победа – за нами!»: Известны и многочисленные послевоенные варианты песни.
Песня «Любимый город» родилась в далеком 1939 году.
В далекий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает,
Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.
Автор музыки Никита Богословский. Автор слов Евгений Долматовский был приглашен в Киев для написания песни к новому кинофильму «Истребители». «Поездка в Киев - всегда счастье, - вспоминал впоследствии Долматовский, - а тут еще и пора цветения каштанов, беззаботная весна 1939 года. И еще невозможно себе представить, что придется лежать в истоптанной ржи с винтовкой на подступах к этому городу, а потом переплывать ледяной Днепр, а потом - не скоро, не скоро - проходить по разрушенному Крещатнику».
Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.
Но и сегодня, когда звуки войны стихли уже давно – эти песни напоминают нам те героические и трагические годы. И сегодня, как и тогда, они любимы и их поют с одинаковой любовью люди всех поколений.
18.03.2020
педагог-библиотекарь,
классный руководитель 5 «А» класса
Саргина Т.А.
Фотографии:
медиа-центр ВО «Милосердие»
Слуянов Антон