Школа будущего первоклассника
Сегодня, 17 июня, Манжерокская средняя общеобразовательная школа распахнула свои двери для будущих первоклассников.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Встречая первоклассников 1 сентября на пороге школы, нам, педагогам, очень часто приходилось видеть испуганные и растерянные мордашки ребятишек, а также тревогу и озабоченность на лицах их родителей. В глазах детей и родителей можно было прочитать вопросы: «Куда поведут?», «Какой учитель будет учить?», «А если будет трудно?», «Что ждет впереди?» и многие другие.
Перед учителями нашей начальной школы встал ряд проблем:
· Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе.
· Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения.
· Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс.
· Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям на подступах к школе и далее в период школьного обучения.
· Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности.
Исходя из названных выше проблем, в нашей школе сложилась и вот уже много лет успешно действует определенная система по подготовке детей к школьному обучению.
Педагогическим коллективом МБОУ «Манжерокская СОШ» была разработана программа «Школа будущего первоклассника», которая основывается на следующих основных идеях:
1. Не только дети готовятся к школьному обучению, но и сама школа готовится к приему именно этих детей. В процессе занятий дети помимо необходимых учебных знаний, умений и навыков постигают «уклад жизни и правила» самой школы – этого сложного и нового для них механизма.
2. Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей. Он приносит в школу представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи часто отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном прошлом опыте, а также определенные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. Адаптация ребенка к школе будет тем более успешной, чем активнее будет вовлечена в его обучение семья.
Наша программа – это программа работы с детьми и их семьями. В 2021-2022 учебном году в Школе будущего первоклассника занятия ведёт педагог Чернышова Ирина Ивановна.
Курс подготовительных занятий для дошкольников является переходным этапом от дошкольного звена к начальному обучению. Стратегической целью курса является:
· выполнение социального заказа родителей по подготовке детей к школьному обучению
· удовлетворение потребностей самой школы в полномасштабном укомплектовании первых классов
· обеспечение быстрой и безболезненной адаптации детей к условиям обучения.
Дети:
- знакомятся с помещением классов и их оборудованием;
- узнают как проходит учебное занятие;
- овладевают основными нормами и правилами школьной жизни;
- обретают начальные умения школьного сотрудничества с учителями и друг с другом, т.е. личностно готовятся к началу школьного обучения.
Педагоги:
- ведут специально организованные наблюдения за индивидуальным развитием детей;
- активно общаются с родителями;
- накапливают богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье;
- заблаговременно и качественно готовятся к началу нового учебного года.
Родители:
- налаживают конструктивное сотрудничество с педагогами;
- получают конкретные рекомендации по оказанию детям дома помощи и поддержки в процессе их обучения.
Программа «Школа будущих первоклассников» направлена на изучение и совершенствование познавательных процессов каждого ребенка. Все задания и игры по развитию речи, внимания, памяти, математических представлений, логического мышления расположены по возрастанию степени их сложности. Процесс обучения осуществляется с активным использованием специфических дошкольных видов деятельности (игры, рисование, эксперименты с реальными предметами и т.д.).
Работая с будущими первоклассниками, педагоги на первом занятии проводят первичную диагностику готовности к обучению в школе. Выявленные уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности учитываются на последующих занятиях. Повторная диагностика проводится на предпоследнем занятии с целью выявления динамики в развитии детей.
В рамках сегодняшних уроков будущие первоклассники познакомились с такими предметами как: математика, развитие речи, изобразительное искусство. В ходе трёх уроков, начинающие ученики смогли показать педагогу свои знания и умения, а педагог, в свою очередь смог найти индивидуальный подход к каждому из детей и отследить динамику их способностей.
Желание (не принуждение!) посещать «Школу будущего первоклассника» проявляет с каждым годом все больший процент детей и их родителей. Предшкольная подготовка очень помогает в решении проблемы школьной мотивации. Детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс.
Большое значение имеет для нас мнение родителей на основании которого мы вносим коррективы, совершенствуем данную работу. Среди родителей будет проведено анкетирование о деятельности школы по подготовке детей к школьному обучению, результаты которого помогут нам откорректировать нашу деятельность.
Система работы по подготовке детей к школьному обучению, сложившаяся в нашей школе, помогает всем участникам образовательного процесса – учащимся, родителям, педагогам.
17.06.2021
педагог-организатор
фотографии: педагог начальных классов
Зяблицкая Ю.В.
МБОУ «Манжерокская СОШ»
Сола Е.С.