Мы вместе
Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья.
Есть разные способы превратить школьное пространство в обучающее, игровое и познавательное. К этому непременно стоит привлечь детей, чтобы они стали не просто учениками, а активными участниками школьной жизни.
Шефская работа в современной школе является одной из форм социально значимой деятельности обучающихся, способствующей формированию активной социально-нравственной позиции, опыта ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям.
Шефская работа в школе – одна из составляющих единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование гражданского сознания.
Организация шефства старших над младшими может быть одним из направлений работы органов ученического самоуправления как на уровне класса, так и на уровне школы.
В нашей школе шефство – это сохранение преемственности поколений среди обучающихся, воспитание нравственных, этических и эстетических качеств личности, приучение к уважению старших. Стремление обучающихся младших классов к общению со старшими – естественно и основано на желании получить поддержку, защиту, повысить самооценку, им доступнее копирование деятельности и поведения старших школьников, чем педагога.
У старшеклассников в процессе шефской деятельности формируются навыки самоорганизации, поскольку для того, чтобы быть примером, прежде всего необходимо стать требовательным к самому себе.
В процессе наставничества обучающиеся проявляют свои индивидуальные и творческие способности, учатся жить в коллективе, с уважением относятся к людям старшего поколения и заботятся о своих младших товарищах.
Результатом шефства в младших классах является переход к школьному самоуправлению в среднем и старшем звеньях, что способствует развитию у старшеклассников уверенности в себе, само и взаимоуважению, ответственности за порученное дело.
Для формирования у обучающихся социально значимых мотивов деятельности и практического её осознания, которые во многом формируют способности соотносить свои поступки с интересами окружающих людей, необходим выход за пределы учебной деятельности, опыт социального взаимодействия, каким и становится шефство.
Следует отметить, что участие в работе шефов возможно лишь тогда, когда обучающиеся видят в этом перспективу творческой деятельности, а также возможность реализации собственных возможностей и потребностей и имеют достаточную подготовку к данной деятельности.
Одной из форм взаимодействия наставников–старшеклассников и подшефных обучающихся младших классов может быть игра.
Игра – особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень мыслящей, творческой личности.
Игра – одновременно и развивающая деятельность, и принцип, и метод, и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого.
Не каждый учащийся старшеклассник является шефом. В основном это те старшеклассники, которые уже имеют опыт организаторской работы, участвуя в мероприятиях различной направленности, при этом, не боясь и не стесняясь своих сверстников, понимая степень ответственности перед своими товарищами за порученное дело.
В МБОУ «Манжерокская СОШ» активисты Школьной лиги Российского движения школьников, совместно с добровольцами ВО «Милосердие» и активистами ДШОО «Радуга» ежедневно, после второго урока первой смены, приходят к первоклассникам, чтобы содержательно организовать с ними игровое пространство. Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в создании работы по организации школьных перемен.
Шефская работа дает возможность каждому старшему наставнику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности, ощутить значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива и школы в целом.
Так, через общение, познание, игру и различные виды творческой деятельности происходит улучшение взаимоотношений между обучающимися внутри класса, развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества среди детей младшего школьного возраста и повышение социальной ответственности и активности старшеклассников.
Интересные творческие формы планирования досуговых мероприятий позволили обеспечить условия для активизации органов самоуправления, создавая условия для реализации творческих способностей обучающихся. При этом смысл шефской работы состоит не в том, чтобы одни дети управляли другими, а в том, чтобы обучая младших, обучающиеся старших классов подводили их к совместным творческим делам, обучали их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Результатами шефства старшеклассников над обучающимися младших классов является: получение опыта социальной активности, самореализация в определенном виде деятельности.
Для обучающихся младших классов – это, в первую очередь приобретение нового жизненного опыта, ощущение нужности, формирование положительного образа взрослого человека, разнообразие видов внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
16.09.2020
Пресс-центр «PROдвижение»
МБОУ «Манжерокская СОШ»